Сегодня в новом зале театра Жас Сахна в Алматы состоялся концерт Марата Бисенгалиева. В рамках концертной программы выступил молодой казахстанский певец Ержан Тажимбетов и пианистка Диана Панаргалиева. Алматинская публика как всегда встретила маэстро бурными овациями. Сразу после выступления исполнитель-виртуоз поделился своими впечатлениями, планами на будущий год и успехами детей.
- Марат, как Вам игра Дианы Панаргалиевой и выступление Ержана Тажимбатова, что было в концертной программе?
- С Ержаном Тажимбетовым я впервые встретился на концерте, он исполнил два номера в моих перерывах. С Дианой я играю уже больше 10 лет и считаю ее очень сильной пианисткой. Она лауреат международных конкурсов, магистр искусствоведения, преподаватель кафедры «Ансамблевое искусство» Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и работать с ней очень приятно. В концертной программе были представлены произведения Эдварда Элгара, Карла Дженкинса, Томазо Антонио Витали, Мукана Тулебаева, Джона Кориглиано Франсиско Таррега и Генрика Венявского.
- Судя по новостным сводкам и историям в Instagram, осень была весьма продуктивной и насыщенной. Где Вы проводили свои концерты, чему они были посвящены?
- Была насыщенной не только осень, но и лето. Все началось с июля, пришлось работать с оркестром, чтобы подготовить его для концертов самого знаменитого дирижера Зубина Мета. Была проделана огромная подготовительная работа к концертному сезону Симфонического оркестра Индии, с которым скоро будут продолжены три концертные программы на гастролях в Англии и Шотландии. Недавно прошел концерт в столице Казахстана в Астана Балет, сегодня - в честь открытия нового зала «Жас Сахна» в Алматы. Концерт прошел с Академическим оркестром Кокшетау, который я тоже когда-то открывал. После концерта у меня будет всего два дня слетать домой, повидаться с детьми и снова отправиться на гастроли до Рождества.
- А где Вы проводите больше времени в Казахстане или Индии, и где больше проходит концертов?
- Все индивидуально, я бы не сказал, что концерты чаще проходят в Индии. Симфонический оркестр Индии я готовлю для дирижеров, солистов. Там также находится и Академия (Solai Music academy), которую надо контролировать, и это, конечно, отнимает много времени, но дает очень хорошие результаты. В Казахстане концерты тоже проходят довольно часто: все индивидуально и больше зависит Министерства культуры и акиматов. Иногда концертов очень много, иногда затишье.
- Вы по-прежнему проводите значительную часть своей жизни во Франции, Индии и Казахстане. А где больше отдыхаете?
- Могу сказать, что я редко бываю именно в Казахстане на отдыхе. Но бывают ситуации, когда надо поменять визу, работая, допустим в Индии, и приходится вылетать на родину. В марте у меня был концерт в Пхукете, играл для своих друзей и даже успел отдохнуть. Жанель Тюрина уже во второй раз приглашает меня туда на концерт и организовывает отличный отдых. На мой взгляд, это идеальное сочетание релакса и концертной деятельности. В этом году мне удалось слетать в Анталию и просто отдохнуть.
- Насколько изменилась жизнь обычного француза или европейца в связи с последними геополитическими событиями: СВО на Украине и военного конфликта между Израилем и Палестиной?
- Я ощущаю это очень сильно, потому что прилетаю в Европу часто. Цены, конечно, подскочили очень заметно, по каким-то услугам и продуктам больше, чем в два раза. Если сравнить положение в Казахстане - здесь цены тоже подскочили, но не так ощутимо, как во Франции и Англии. В Англии ситуация даже более тревожная, чем во Франции.
- Чем сейчас занимаются Ваши дети?
- С дочерьми Арухан и Шорай я сейчас вижусь достаточно редко. Арухан очень занята, и даже созвонится с ней не так просто, во-первых из-за разницы во времени, во-вторых, она занята своими творческими проектами. Сейчас она играет главную роль в Шекспировком театре (Shakespeare's Globe), и эти гастроли будут длиться до середины января 2024 года. А Шорай наконец выпорхнула из дома, учится в Университете дизайна и анимации в Тулузе и проживает там в пансионате для студентов. Мне кажется, она тоже добьется больших успехов в жизни, потому что занимается любимым делом. Тарлану только 14 лет, он учится в школе, поэтому у меня есть еще время понаслаждаться его детством.
- В этом году состоялась выставка работ Вашей племянницы Гаухар в Лондоне. Мне удалось с ней поговорить и очень радует, что творчество отечественных деятелей искусств пришлось по вкусу англичанам. Как Вы оцениваете ее перспективы?
- Сама она говорит, что просто продолжает дело моей мамы, которая очень хорошо вязала. Но Гаухар пошла дальше, она создает интересные дизайнерские решения: накидки, панно. Я совершенно уверен, что в будущем ее работы, несомненно, вызовут большой интерес у ценителей прекрасного и тех, кто интересуется своими историческими ценностями.
- Поделитесь планами на ближайший год?
- Для того, чтобы они реализовались ими лучше не делится (смеется). Продолжу работу с Индийским оркестром и Академией, там я появляюсь три-четыре раза в год. В академии усиленно и, должен признать, весьма продуктивно работаю с детским оркестром, они показывают себя очень хорошо. В планах продолжить работу с вундеркиндами, такими как Аян Дешпанде (Ayaan Deshpande), которого уже задействовал в своей концертной программе и привозил Алматы. В Индийской школе несколько таких талантливых детей. Возможность найти подобных Аяну в Индии весьма высокая, так как это страна с достаточно высокой численностью населения. Очень рад тому, что академия процветает, хотя мы принимаем ежегодно не больше 50 человек, делая главный упор на качество. Я также рассчитываю на то, что у меня будут очень яркие проекты в Казахстане.