Известный в Казахстане и далеко за пределами нашей страны фотограф Ясмин Харути в фото-индустрии не так давно – всего 7 лет, но уже успела стать весьма популярным на родине фотографом, также она проводит выездные фото-туры за рубежом. В интервью Vmire.kz Ясмин рассказала, как ей удается делать качественные снимки, в каком направлении нравится работать, какие навыки нужны молодому фотографу и почему она не боится конкуренции и даже создает ее сама.
- Ясмин, фотография - это Ваша основная работа? Какое образование Вы получили и почему вдруг решили сменить направление деятельности?
- С самого детства я была творческим человеком: посещала всевозможные кружки, рисовала, даже планировала поступать в архитектурный, желая связать свое будущее с искусством. Но жизнь диктовала свои правила, и по настоянию родителей я поступила в Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави и изучала иностранные языки. Будучи студенткой, я уже увлекалась фотографией и параллельно обучилась фотоделу у казахстанского фотографа. Но курс не дал мне достаточных знаний, снимать я так и не начала, прошло какое-то время, и уже мой супруг мотивировал меня заняться тем, что мне действительно нравится, тем более, что у меня это не плохо получалось (улыбается). И я начала брать съемки, тогда цена фотосессии составляла всего лишь 5000 тенге, потому что надо было набивать руку, проходить внутренние страхи, нарабатывать практический опыт. Вот так я сменила направление деятельности.
- Когда у Вас появилась любовь к фотографии, кто или что этому способствовали, может быть, появился какой-то фаворит на отечественном рынке?
- У меня никогда не было какого-то ориентира. Мне просто нравились различные группы «В контакте», где были собраны всевозможные фото, нравились журнальные съемки, и я могу проводить огромное количество времени на всевозможных выставках, в галереях, могу даже «застрять» на алматинском Арбате, проходя мимо картин.
- Как человек из fashion-индустрии, я заметила, что фотографы в основном эстеты, Вы тоже так считаете, относите ли себя к таковым?
- Возможно, Вы правы. Я считаю, что какое-то базовое видение эстетичной картинки обязательно должно быть у фотографа. Если человеку что-то не нравится, то, скорее всего, у него не будет это получаться. Например, у фотографа будут просто стандартные кадры, но у него не получится углубиться в это.
- Смотря на Ваши фото, складывается впечатление, что у Вас определенно есть свой стиль - некий такой fashion-style. В каком формате Вы чаще проводите съёмки?
- Когда я только начала углубляться в фотодело, мне казалось, что можно убыть успешным во всех направлениях. Когда мне говорили, что невозможно быть успешным и в семейной и в fashion съемках одновременно, я искренне удивлялась, на тот мне казалось, что у меня это получалось. Но со временем я поняла, что это невозможно, потому что внутренне начинаешь понимать, что какое-то из направлений увлекает больше и дается легче. Например, на текущем этапе мне сложно брать семейные съемки, очень редко их беру. Сейчас все чаще беру индивидуальные, иногда парные съемки, мне нравится fashion-тематика, особенно люблю Street style съемки. В целом, я обожаю передавать красоту женщин.
- А кого хотелось бы сфотографировать? Почему?
- Когда я только начинала путь фотографа, частенько предлагала съемки казахстанским блогерам. Часто мои предложения даже игнорировали (смеется). Но все меняется, и уже сейчас, имея достаточный опыт в этой сфере, многие медийные персоны сами на меня выходят. И для меня это хороший показатель. Почему? Потому что у них уже есть опыт работы с различными фотографами. Медийная личность – это всегда сложный человек, он всегда знает, чего хочет, и сложность в том, что надо его желание воплотить. Например, он показывает картинку, которую нужно повторить, а у меня есть свой почерк, и хочется как раз показать, как я вижу, но тем не мене приходится оправдывать ожидания клиента - в этом и сложность. В целом, мне хотелось бы поработать со многими публичными людьми.
- Обычно, люди уже добившиеся популярности с громким именем, вот, например, известный казахстанский байер Лилия Рах всегда ждут инициативы и направления именно от фотографа, чтобы профессионал задал тематику, что и как делать. Был ли у Вас такой опыт?
- Я работала со многими известными людьми, и такой опыт у меня тоже был, свобода выражения, повторюсь, мне нравится.
- А с какими самыми курьезными случаями Вы стакивались в своей работе?
- На самом деле их очень много. Я даже собралась вести рубрику про такие истории на своей странице в соцсети. К фотографу приходят люди из абсолютно разных сфер, и иногда заявки бывают настолько неожиданными… (смеется). Однажды меня попросили провести съемку в темном формате, я согласилась. На фотосессию пришли девушки-гадалки со своими интересными атрибутами – костями, черепом, книгами, картами и тому подобное. Я как-то скептически и даже осторожно ко всему этому отношусь, и для меня было страшновато и сложновато проводить эту фотосессию (смеется). Сьемка, кстати, клиентам понравилась, и они предложили поснимать еще на кладбище. Надо было сфотографировать, как они режут куриц, я тактично отказала, после они предложили съемку в лесу с котлом, она тоже не состоялась.
- Фотография – это искусство, как Вы считаете? Это талант или навык, которому можно научится у хорошего преподавателя? Ведь сейчас очень много людей хотят обучится этому делу, рекламируется огромное количество всевозможных курсов…
- Фотография – это определенно вид искусства. Это видение человека, фантазия, картинка, которая вырисовывается в голове и умение ее преподнести. Но в наше время недостаточно только хорошо фотографировать, нужно еще уметь себя зарекомендовать, прорекламировать и продать свою работу. Научиться можно базе, это необходимо, но этого недостаточно, так как сейчас на рынке очень большая конкуренция и масса рычагов продвижения.
- А каким качествами нужно обладать, чтобы стать лучшим на рынке или конкурентоспособным?
- Как бы странно не звучало, в первую очередь, это психология. Бывают очень разные ситуации важно правильно себя вести, уметь раскрепостить клиента, расположить к себе. Также важно видеть будущую картинку, выстраивать технику и свет. Свет – это самый главный инструмент в нашем деле, и если не умеешь с ним работать, то задуманные кадры, вероятнее всего, не получатся. Важно также постоянно повышать свои профессиональные навыки, учиться и продвигать себя, то есть маркетинг в этой сфере тоже очень важен.
Техника, как оказалось не так важна. Многие из фотографов, считают, что главное – это супер-качественная техника. Но, я убеждена, что для фотографа главное это видение, подход, фишки, но никак не техника. Можно даже на iPhone фотографировать так, что никто не отличит это от профессиональной камеры.
- Какую роль в Вашей работе и популярности играют социальные сети?
- Огромную. Именно сейчас я стараюсь продвигать себя как личный бренд. Когда люди смотрят страницу только с работами фотографа, это менее интересно и эффективно, чем смотреть на работы и наблюдать за жизнью самого фотографа. Личный бренд – это личность и бренд. Умение показывать себя и располагать человека, показывая, что ты простой – это отличный навык. Вся моя аудитория приходит через Instagram – это именно та платформа, которая сейчас двигает личный бренд.
- На мой взгляд, в Алматы сейчас просто очень много фотографов, в том числе популярных, как удается держаться на рынке, ощущается ли конкуренция? Плюс к этому постоянно предлагаются всевозможно курсы, Вы и сами, насколько мне известно, занимаетесь тем, что обучаете фотоделу - выращиваете для себя новых конкурентов или зарабатываете?
- В наше время конкуренция в больших городах есть во всем: во всех сферах и направлениях. С годами начинаешь понимать, что коллеги по рынку - вовсе не конкуренты, а люди, которые смогут тебя чему-то научить. У каждого своя аудитория, направление и фишки, у каждого найдется свой клиент. Мне часто задавали этот вопрос: «зачем я обучаю конкурентов, не рассказывай им все». Но я делюсь всеми своими знаниями, я не умею что-то скрывать. Ведь мои ученицы, работая в этой сфере в будущем, будут показывать мое лицо, навыки, которым я их обучила.
- Дорогостоящее ли обучение?
- Индивидуальное обучение, которое длится месяц, у меня стоит 300 000 тенге. По нашим меркам это не так уж дорого. Я поняла, что групповое обучение не настолько эффективно, и сейчас предлагаю только индивидуальный формат, где без стеснения можно десятки раз переспросить, уточнить.
- А сколько стоит часовая фотосессия?
- Всего 60 000 тенге, плюс аренда студии и по желанию расходы на визажиста и парикмахера. В ближайшее время прайс будет подниматься, потому что я много вкладываю в свое обучение, мастер-классы, постоянно стараюсь повышать свои знания и оттачивать навыки.
- Вы также практикуете выездные заграничные съемки - это Ваша отличительная фишка?
- Помимо того, что я люблю фотографировать, я еще люблю путешествовать. На мой взгляд, у меня круто получается организовывать какие-то туры, раньше я это делала для себя, а сейчас я практикую фотосессии на отдыхе и организую какие-то интересные туры для других. Я горжусь таким опытом. У меня есть клиенты, живущие в других странах. Например, в ОАЭ прайс на часовую фотосессию выше, чем в Алматы, составляет примерно 500 долларов.
- Я часто наблюдаю за Вашей страничкой в сети, и судя по историям, Вы всегда в рабочем процессе, успеваете также освещать семейную жизнь, успехи дочери - трехлетней Амадеи и путешествовать. Как Вам удается все совмещать?
- Это один из самых распространенных вопросов, который мне задают. Ответ такой: «было бы желание»… Это не так просто, но когда ты любишь свою семью, ребенка, путешествия, дело, которым занимаешься, все трудности отходят на второй план и получается держать какой-то баланс. Случается и такое, что я не успеваю решать какие-то бытовые вопросы, но когда горишь каким-то делом, находится и время, и ресурсы, и желание воплощать задуманное в жизнь. Немаловажную роль в этом играет поддержка семьи и друзей: когда они меня мотивируют, мне все кажется просто и легко.
- Спасибо за интервью, желаем Вам творческих успехов!
- Спасибо за приглашение и интерес к фотоискусству.